О поездке в Камбоджу я писал подробно ещё в 2012 году, но то было последовательное повествование, каждый день был описан отдельно, что мы делали куда ходили и т.д. В этот раз я хочу уделить внимание больше бытовой и этнографической составляющей нашей поездки.

Заново в сотый раз публиковать знаменитые на весь мир достопримечательности такие как Ангкор Ват я считаю не имеет смысла, перечислять названия храмов тоже, для этого есть Википедия. Впервые оказавшись в этой удивительной стране, я осознал насколько по-разному могут жить люди и как на самом деле мы все похожи.

Наше путешествие, началось во Вьетнаме, мы покинули Сайгон ранним утром на автобусе и отправились сначала в столицу Камбоджи город Пном-Пень. Билет стоил всего 18$, ехали мы шесть часов.

Наш автобус на границе Вьетнама и Камбоджи:

На границе все пассажиры выходят на территории Вьетнама, проходят паспортный контроль и пешком переходят на территорию Камбоджи. Затем автобус обрабатывают каким-то химическим веществом, опрыскиватели можно увидеть на тротуарах. Видимо это связано с предотвращением распространения вредителей или паразитов.

В Камбодже уже стало интереснее смотреть в окно, пейзаж не изменился, а вот жизнь да. Камбоджа беднее чем Вьетнам и люди здесь живут по-другому.

Первое что я заметил - это надписи на совсем непонятном языке. Дело в том, что во Вьетнаме пишут по-вьетнамски, но латинскими буквами, а тут:

Если внутри автомобиля места не хватает можно прокатиться на крыше:

Обратите внимание, едут на мерседесе.

В стране люди не приучены к тому, что мусор надо выбрасывать в специально отведённые места. Перед нами какое-то придорожное заведение, публика бросает из окна использованные пластиковые бутылки и обёртки и им даже в голову не приходит, что они живут в говне.

Это особенность жителей юго-восточной Азии, они могут очень трепетно относиться к соблюдению своих обрядов и культов, но при этом им абсолютно насрать что за окном свалка. Такое же отношение к собственной среде обитания я встречал и ранее, в Малайзии, например.

Вдоль дороги продают всё что угодно, очень часто встречаются места продажи специальных мини алтарей для совершения обрядов и культов, большинство исповедуют не буддизм, а мистические культы.

Зарезал свиней и повёз на мопеде, так как на улице +35 фермер прикрыл их навозом с соломой.

Вдоль дороги стоят местные жители и продают фрукты, овощи, сушёных жуков:

Конечно кругом грязь и антисанитария, но это мало кого волнует, вообще если об этом не думать всё будет нормально, но перед употреблением чего-нибудь подобного я всегда закидывал соточку вискаря или рома:

Идём на пароме через Меконг:

Именно здесь шёл на своём патрульном катере капитан Бенджамин Л. Уиллард в поисках сумасшедшего полковника Уолтера Куртца ("Апокалипсис сегодня").

Сделав короткую остановку в Пном-Пене, мы поехали дальше к Сиемреапу, асфальтовая дорога сменялась грунтовой, за окном проплывали поля и равнины, дорога заняла ещё пять часов. В этой местности нет джунглей, я бы охарактеризовал это как степь, половину пути занимает дорога огибающая огромное озеро Тонлесап.

Поздним вечером мы прибыли в туристический Сиемреап, темнота, грунтовая дорога, пахнет навозом, мухи какие-то кружатся повсюду, комары, при этом очень жарко. Мы с трудом нашли тук-тук и добрались до нашего отеля, который по сравнению со всем окружающим был настоящим оазисом цивилизации:

Отель называется Shining Angkor Boutique Hotel.

Здесь нам предстояло провести четыре дня, отведённые для осмотра древнего храмового комплекса Ангкор Ват, каждое утро мы вставали в 4 часа до рассвета, брали тук-тук и отправлялись в путь. Возвращались мы к завтраку, затем пережидали жару в отеле и вечером снова отправлялись исследовать экзотику.

Не вдаваясь в подробности сразу скажу - это место сугубо туристическое, храмовый комплекс пользуется большой популярностью у западных туристов, в самом городе Сиемреапе много баров, сувенирных лавок, магазинов одежды и атрибутики, местные жители активно пользуются наплывом туристов и зарабатывают частным извозом и торговлей.

На стенах Ангкор Вата живут обезьяны:

Практически всё население сельской местности Камбоджи проживает в страшных лачугах, стоящих на сваях. Сваи нужны из-за того, что озеро Тонлесап в сезон дождей сильно разливается и затопляет всё вокруг:

Внутри дворов:

Обратите внимание на кусочек соседнего дома, в Камбодже очень сильное неравенство.

Перемещаются камбоджийцы на самодельных транспортных средствах или мопедах.

Продуктовый магазин. На крыше реклама вкусного и дешёвого местного пива Anchor.

Типичный тук-тук и его водитель:

Сельскохозяйственные угодья и фермерский домик:

На полях трудятся дети, кругом грязь и кучи мусора:

Канал выводящий к озеру Тонлесап, здесь стоят лодки для туристов.

Просторы. Озеро Тонлесап очень большое в ширину оно вместе с разливами достигает ширины более 50 километров, а в длину тянется почти на 200 км.

К югу от Сиемреапа на вершине большого холма находится монастырь Фном Кром, там живут монахи буддисты:

Несмотря на красивые пейзажи, леса и холмы, окружающие Ангкор Ват, местные окрестности скрывают множество опасностей. В этих местах находится большое количество мин, оставшихся после гражданской войны, нередко на них подрываются местные жители и случайные туристы, так что Камбоджа довольно опасное место.

Утро в окрестностях Ангкор Вата, местные жители тоже встают рано и принимаются за работу:

Едут на работу:

Через четыре дня мы отправились на побережье Сиамского залива в Сиануквиль. Поехали на такси, поездка длиной 533 км заняла целый день и обошлась нам всего в 120 $. Мы ехали на тойоте Камри, по дороге я фотографировал местные колориты.

Вот ещё один пример кхмерского домостроительства:

Местные коровы, пасутся в степи, в Камбодже мы оказались в сухой сезон:

Женщина в придорожной забегаловке продаёт на развес жареных тараканов, сверчков, жуков и другую всякую еду. Я неудержался и попросил дать мне попробовать одного таракана, это был интересный опыт. Женщина грязными ногтями взяла жареного или сушёного жука, отковырнуля с него панцырь, как скорлупу у семечек и протянула мне. Я еле-еле переборол отвращение, но всё же откусил кусочек, вкус мне поазался похожим на жареные тыквенные семечки, не сказать что очень вкусно, но наверное в качестве закуски к пиву идёт хорошо.

Конечно, есть они стали жуков не от хорошей жизни, просто самая распространённая и доступная еда тут - это рис, а он представляет собой крахмал, но человеку нужен ещё белок, а мясо очень дорогое, рыба не всегда доступна, вот и приходится подкрепляться жуками.

Там же ещё в Сиемреапе в местных кафе можно заказать самые разные блюда, начиная от традиционной лапши и заканчивая мясом крокодилов. Цены радуют, даже самый необычный кулинарный изыск будет стоить не больше 5$. Кстати, "чнянь" - по-кхмерски означает вкусно!

Здесь тоже хватает российской техники:

Камбоджийская девушка:

Стандарты перевозки грузов:

В Сиануквиле мы пробыли всего один день, ничего интересного там не происходило, описать его можно как камбоджийский Сочи. Много туристов, море, рестораны, бары и дискотеки на которых престарелые европейские мужики клеят молоденьких камбоджиек. Зато в Сиануквиле зона беспошлинной торговли, всё очень дёшево, особенно алкоголь и косметика.

Задерживаться там не было никакого желания и мы отправились в плавание. Наутро мы сели на небольшой корабль поплыли на нём на остров Ко Ронг, который находится в 17 километрах от побережья Камбоджи в Сиамском заливе.

На острове есть небольшая деревушка, и несколько бунгало в которых можно поселиться недорого и почувствовать себя аборигеном. Вот так соломенное бунгало выглядит внутри

Санузел:

Электричество есть 2 часа в сутки, вода не подогревается, а подаётся из родника, но проходит через болото, которое нагревается на жаре, так что мыться не холодно. Почувствовать себя кхмером здесь вполне можно по-настоящему.

А вот так бунгало выглядит снаружи:

На острове есть кладбище, вот такое:

И пляж:

Купались пару раз даже.

На острове живёт очень страшный буйвол, подходить к нему нельзя, забодает. Как-то раз буйвол сорвался с привязи и чуть не разнёс нашу лачугу.

Жители деревни очень хорошие люди оказались. Целыми днями они занимаются ловлей рыбы и огородом, дети бегают повсюду, куры какие-то, собаки в общем весело. У них там есть магазинчик и школа, правда я ни разу не видел, чтобы они учились. Живут жители деревни в своих лачугах, там нет замков на дверях, круглый год тепло, фрукты и овощи растут повсюду, отличное место, чтобы пересмотреть свои взгляды на жизнь.

На острове кроме нас отдыхали ещё несколько туристов из разных стран. Всего было человек 12. Однажды мы пошли в джунгли, там мы увидели, как растут ананасы, кешью, дурианы, манго и прочие экзотические фрукты. Вечера проводили все вместе собравшись за деревянным столом возле импровизированного бара в котором было пиво, вино и местный виски.

Дети предоставлены сами себе, также было и у нас раньше:

Постоянно улыбаются:

Красивые дети:

Женщины готовят еду

Мужики бухают и играют в карты:

Дети резвятся, играют, красуются перед белыми туристами:

Мне кажется они искренне счастливы:

Прежде чем ехать на остров надо тщательно спланировать своё отбытие с него, не знаю как сейчас, но раньше на острове не было связи, добраться до него можно только на корабле, который ходит не каждый день. Если шторм, то всё. Корабль - это единственная связь с материком, он доставляет еду, напитки, прочие товары и туристов.

На острове обитает также много живности, по нашему бунгало бегал вот такой забавный гекон:

Есть на Ко Ронге, да я думаю и не только там, такая беда как песчаные мошки. Они водятся в песке на пляже и кусают за ноги, поначалу этого не замечаешь, а через пару дней начинается жуткий зуд и покраснение, становится невыносимо и хочется поскорее уехать из этих чертовых тропиков. Ещё большой проблемой в этих местах, на островах и не только являются всевозможные комары, порой они переносят малярию, нам очень повезло, что нас обошла стороной эта опасность, у нас не было прививок, мы сильно рисковали, ежегодно в Камбодже от малярии умирают тысячи человек.

Но вот и пришло время возвращаться домой, путь нам предстоял не близкий, сначала надо было на корабле пересечь море и добраться до Сиануквиля, потом разыскать автобусную станцию, найти автобус до Пном-Пеня, затем, переночевав одну ночь в Пном-Пене отправиться в Хо-Ши-Мин.

У нас были обратные билеты из Хо-Ши-Мина в Шанхай и оттуда в Москву, на рейс нельзя было опаздывать, хорошо, что не возникло накладок с судном, хотя в день нашего отъезда поднялся ветер и мы переживали, что рейс отменят.

Никогда не забуду как мы бросали чемоданы в маленькую шлюпку, волны, брызги, шлюпку сильно раскачивало, корабль не мог пришвартоваться к пирсу, и мы едва не уронили чемодан с вещами в море. Благо всё обошлось, мы успешно добрались до Пном-Пеня вот на таком автобусе:

По пути остановились на рынке и моему взору предстал настоящий камбоджийский колорит:

Местная особенность, в Камбодже очень мало машин, и практически все машины, которые имеются это тойоты и лексусы, причём именно внедорожники, откуда они их берут, понятия не имею. Как только камбоджиец разбогатеет, он покупает себе лексус, обязательно белый или, на худой конец, серебристый.

По дороге мы купили фрукты, в том числе знаменитый дуриан, запах от него был невыносимый, но на вкус он бесподобный.

Будни Пном-Пеня:

Столица Камбоджи ничем особо не привлекательна, после двух недель скитания по тропикам, начинаешь уставать от этого ритма, постоянных сигналов автомобилей, мопедов, духоты, жары и прочего. Мы заселились в гостиницу напоминавшую бордель, я купил в Сиануквиле бутылку индийского рома за пять баксов, ром был градусов 50, выпил почти всю за вечер. На следующий день мы пошли гулять по городу и проходя мимо рынка, на котором продавали несвежую рыбу я понял, что ещё один вдох и меня стошнит, но удержался.

В Хо-Ши-Мин мы вернулись сильно измотанные 12-ти часовым переездом, пробками на дорогах, адской жарой. Помню, как сели в кафе в день вылета и с удовольствием съели по тарелке Фо с баночкой прохладного "Ханоя". Это была очень тяжёлая и очень интересная поездка полная приключений.

В Москву мы вернулись 29 апреля, спустя 16 дней после отъезда. И надо заметить, я был очень рад оказаться в родной московской тёплой и сухой весне, с тех пор мне больше не доводилось выезжать в тропики, но сейчас, спустя почти пять лет, я пишу эти строки и снова хочу окунуться в этот бурный и удивительный мир юго-восточной Азии.