Осенью 2015 года мне выпал необычайный шанс отправиться в путешествие по России. Так совпало, что моя драгоценная супруга уехала с ребёнком в Турцию и я на несколько дней смог поехать туда, куда давно хотелось. Стоит отметить, что до этого я ни разу серьезно по России не ездил и не выбирался дальше побережья Черного моря. Меня давно манили такие названия как Урал, Сибирь, Алтай, для меня это были далёкие неизведанные уголки, куда очень сложно добраться. Да и вправду, билеты, порой, стоят сумасшедшие деньги, на поездах ехать надо несколько дней, непозволительная роскошь.

И вот праздно пролистывая скайсканнер в надежде найти дешёвые билеты куда-нибудь я наткнулся на специальное предложение от компании S7, всего за 10 000 туда и обратно, можно было слетать в Горно-Алтайск! Это была настоящая удача.

Я сразу решил ехать, недолго думая я купил билеты и уже 6 октября 2015 года поздним вечером я должен был вылететь в Горно-Алтайск, столицу Республики Алтай. Это было совершенно спонтанное путешествие, но я четко понимал, зачем и почему я туда еду. Я ничего не знал про Алтай, и только купив билеты я начал изучать тему и разрабатывать маршрут. Билеты были куплены таким образом, что 6 ночью я улетал из Москвы, 7-го прилетал в Горно-Алтайск, а возвращался я в Москву ранним утром 11-го октября. В то время между Москвой и Горно-Алтайском курсировал всего один рейс авиакомпании S7, он прилетал в 8 утра в Горно-Алтайск, разгружался, загружался и тут же улетал обратно в Москву.

И вот, наступает поздний вечер шестого октября 2015 года, салатовый Boeing 737-800 NG взмывает в холодное московское небо и берёт курс на Сибирь. Через 4 часа в иллюминаторе я увидел пейзажи предгорья Алтая. Быстрые воды Катуни золотятся в лучах утреннего солнца, некоторые деревья пожелтели, вдали синева, меня сразу охватило волнение. Захотелось как можно скорее выбраться из самолета и побежать туда, в горы.

Когда самолет приземлился в аэропорту Горно-Алтайска я был удивлён, что наш борт был единственным летательным аппаратом на всём аэродроме. Ну да, правда, там в стороне стояло ещё два Ми-8, один из которых был в разобранном состоянии и всё. К самолёту подкатили трап, и я вышел на улицу. Первым ощущением было чувство необыкновенно чистого, лёгкого воздуха, ощущался необыкновенно приятный запах, этот запах я запомню навсегда - так пахнет Сибирь. Поскольку я спланировал свой маршрут таким образом, что мне надо было добраться до конкретного села, которое находилось в пятистах километрах от столицы горного Алтая, мне надо было торопиться на автобусную станцию. Автобусная станция располагается в центре города, и я решил воспользоваться такси. Неподалёку от здания аэропорта дежурили таксисты, один из них на старенькой Тойоте Камри коричневого цвета с радостью согласился подвезти меня до автовокзала за 350 руб.

На автовокзале я должен был сесть на автобус, который отправлялся по моему маршруту ровно в 9:00. На часах было 8:45, водитель такси неспешно ехал по тихим улочкам Горно-Алтайска, уверяя меня что времени ещё много, и мы обязательно успеем приехать на автовокзал до отправления автобуса. Я сначала немного нервничал, но водитель не обманул, от аэропорта до центра мы доехали за 10 минут, при этом совершенно не торопясь.

Прибыв на автовокзал ещё до отправления автобуса, я узнал, что автобус отменили. Да, автобуса не будет, вот так. Согласно моему импровизированному плану, я должен был отправиться в село Усть-Кокса, поскольку другого автобуса до Усть-Коксы нет, а ходит он один раз в сутки над планом нависла угроза. К счастью, вместо автобуса в Коксу отправлялся частник на микроавтобусе. Небольшой старый корейский микроавтобус, совсем неважный на вид, стоял на парковке в ожидании пассажиров, местные мужики посоветовали ехать на нём, цена почти такая же как за автобус по 1000 руб. с человека. Я подошёл к микроавтобусу, отодвинул дверцу и заглянул внутрь. Внутри сидели алтайские женщины пожилого возраста, пастух, молодая пара, ещё кто-то, все алтайцы, немного смутившись, я всё же залез к ним туда и уселся сзади, положил рюкзак, сумку и снял куртку, через некоторое время мы тронулись в путь.

Я, безусловно ожидал, что дорога дальняя, но не представлял насколько. Мы проехали через город, заправились и устремились по Чуйскому тракту. Дорога то шла вдоль реки Катуни среди деревьев с пожелтевшими осенними листьями, то поднималась в горы, где среди вековых кедров лежали снега и мели метели. Через некоторое время я заснул и, как мне показалось проспал несколько часов. Машина остановилась, пассажиры вышли размяться, покурить, я спросил у водителя:

- Долго ли нам ещё осталось ехать?

- Ха, там мы ведь только отъехали, - удивившись ответил он.

В общем ехали мы целый день. По дороге, на развилке, которая ведёт от Чуйского тракта к посёлку Усть-Кан мы остановились в придорожном кафе. Здесь нас ждала вкусная шурпа, котлеты, чай и выпечка. Подкрепившись мы двинулись дальше. К вечеру наш микроавтобус добрался до Усть-Коксы, села расположенного в Уймонской долине там, где река Катунь сливается с рекой Коксой (Кок-Cуу по-алтайски означает синяя вода) отсюда и название села Усть-Кокса.

Сразу по приезду я заселился в небольшую гостиницу прямо в центре села. Село небольшое, но по здешним меркам это крупный административный районный центр. Здесь есть школа, больница, полицейский участок, почта, сбербанк, несколько магазинов, кафе, гостиница, храм, а также большой пограничный гарнизон ФСБ России. Усть-Кокса также крупный туристический центр, отсюда выходят организованные туристические группы, здесь также перевалочный пункт для туристов, направляющихся в горы, штурмовать вершины Белухи. В Уймонской долине даже имеется аэродром, с него регулярно каждый день вылетает вертолёт Ми-8, возможно ведётся патрулирование, всё-таки граница рядом, а может доставляют срочные грузы.

Как только я оформил и оплатил проживание в гостинице, положив свой багаж, я тут же отправился изучать окрестности. Приподнявшись на небольшой холм, я увидел всю Уймонскую долину как на ладони, именно такой я её себе и представлял:

Красота и чистый горный воздух. Долина расположена на высоте 1 км. над уровнем моря, на чистых ровных альпийских лугах пасутся мохнатые коровы. Стоит признаться, я никогда в жизни до этого не видел таких красивых здоровых и ухоженных коровок:

C первых же минут пребывания здесь я понял - это очень приятное и чистое место, здесь хочется гулять, отдыхать, наслаждаться природой, творить. В первый вечер, немного измотанный дорогой я зашёл на ресепшн моего отеля и спросил: где тут можно поужинать? Девушка мне подсказала, что через дорогу есть кафе. На мой вопрос хорошо ли там кормят, она улыбнулась и сказала, что это не столь важно, ведь другого кафе в селе всё равно не существует. Кафе оказалось нормальным. Цены вполне приемлемые, есть салаты, мясо, пиво, обслуживание прекрасное, а больше ничего и не надо.

Внимательно изучив карту, я понял, что где-то в горах неподалёку есть красивое горное озеро, по моим прикидкам, расстояние до него около восьми километров, значит если хорошенько подготовиться можно с утра отправиться на его поиски. Почему-то я решил, что прямо на следующий день я туда не пойду, а просто поброжу по окрестным холмам в поисках красивых кадров.

Следующее утро я занимался съёмкой утренних туманных пейзажей Уймонской долины:

Я поднялся на большой холм и долго сидел, глядя на раскинувшийся внизу посёлок. Дым от печных труб уже не доставал до меня и просто сидел и наслаждался чистым горным воздухом, тишиной и прекрасными утренними пейзажами. Сперва мне было тяжело разобраться с ракурсами, всё казалось таким завораживающим, таким красивым, атмосфера этой земли была настолько умиротворяющей, что я никак не мог взять в толк, как же это стоит преподнести, как показать, как отразить всё это великолепие на фотографии.

Однако утренний свет постепенно уходил и мне ничего не оставалось кроме как идти разведывать близлежащие деревни и искать новые места для съёмок. Я направился на восток к деревне Баштала. Эта деревня находится у края ущелья по которому течёт речка Башталинка. Деревня Баштала даёт название и озеру Башталинскому, к которому я стремился попасть. Говорят, озеро находится высоко в горах и необычайно красивое.

К 12 часам дня я добрался до деревни Баштала и встал перед ущельем. С двух сторон меня окружали высокие склоны, наверх вела каменистая дорога, интуитивно я понял, что, если двигаться вверх вдоль реки я и приду к самому озеру. Погода стояла прекрасная, светило яркое солнце, небо было безоблачно, ветра тоже не было, ощущалось тепло, как будто сама природа звала меня в горы. И что-то сподвигло меня просто начать идти вверх. Я решил, что пойду и поскольку не рассчитывал всерьёз добраться до самого озера, обозначил свой поход как разведывательно-тренировочный.

Башталинское ущелье:

Дорога поначалу была вполне себе пологая и удобная, но через пару часов я добрался до зоны, где уже лежал снег, камни были покрыты льдом и уклон стал достаточно крутым и мне пришлось с большим трудом карабкаться вверх. За спиной у меня был полный набор фототехники включая штатив, всё это затрудняло путь, очень хотелось пить. К счастью у меня была с собой пластиковая бутылка и я смог набрать в неё воды из горного ручья.

Снег становился всё обильнее, температура заметно понизилась идти стало тяжелее.

Через некоторое время я добрался до обширной поляны. С одной стороны, возвышалась кедровая роща, с другой стороны протекала речка Башталинка, она теперь текла не по ущелью, а по лугам. Дорога поворачивала влево и шла вброд через речку. На снегу я обнаружил множество следов различных животных, здесь были и зайцы, и кабаны, волки, рыси, манулы, не хватало только медведей.

Так как количество снега дальше было чрезмерным, сил и времени на штурм высоты у меня уже не оставалось я решил повернуть назад. отметив про себя, что я проделал где-то половину пути.

Крайняя точка на высоте 1800 м. над уровнем моря до которой мне удалось добраться 8 октября 2015 г. За горным хребтом вожделенное Башталинское озеро:

Итак, спустя 5 часов я вернулся к подножию хребта снова в Уймонскую долину. Солнце близилось к закату.

Путь обратно до гостиницы занял довольно большое время, по дороге я сделал несколько снимков вечерней долины:

Отужинав в местном кафе и вернувшись в свой гостиничный номер, я мгновенно заснул с мыслью о том, что завтра не пойду к озеру, а попробую разведать другую сторону долины и побывать в Верхнем Уймоне, где проживал Н.К. Рерих.

На следующий день я почему-то забрёл в воинскую часть. Раньше для нахождения в приграничной зоне, а до границы здесь менее 70 км., надо было получать специальный пропуск. Сейчас эту формальность отменили, пропуск требуется только если ехать к самой границе в 5 км. зону, а так достаточно паспорта. Пообщался с офицером ФСБ, он подтвердил мне, что до Башталинского озера действительно стоит сходить, типа там достаточно красиво и маршрут несложный, наивный я в это поверил, но об этом позже.

Ранним утром я снова поднимался на ближайшие холмы, чтобы запечатлеть туманное утро.

То состояние природы в эти ранние утренние часы, которое очень трудно уловить:

Днём я решил пересечь Уймонскую долину и для начала выбрал путь пешком. Так как общественного транспорта до Верхнего Уймона ждать было бесполезно, так как он попросту отсутствовал, такси стоило дорого, а пешком всегда есть надежда поймать попутку.

Отойдя несколько километров от Усть-Коксы, я понял, что пешком идти слишком долго и тяжело. Я стал голосовать в надежде, что кто-нибудь меня подбросит. И через некоторое время остановился мужичок, который как раз направлялся в ту же сторону. По дороге дядька мне рассказал, что в Усть-Коксе идёт активное строительство коттеджей, многие москвичи покупают здесь земельные участки и строят дома, удовольствие недешёвое, зато экология отменная и безопасно. Причём безопасно здесь, как и с точки зрения криминала, так и с точки зрения природных катаклизмов. Эта местность - самая удалённая от океанов точка на Земле, здесь не бывает ураганов, наводнений, землетрясений и прочих бед. Климат здесь суперконтинентальный, достаточно сухой, осадков мало. Тут нет промышленности, вода в реках настолько чистая, что её можно пить, не опасаясь заразиться или отравиться.

Некоторые обеспеченные пенсионеры переезжают сюда, чтобы вести натуральное хозяйство и отдыхать.

Воодушевлённый рассказами местных жителей я стал более внимательно обращать внимание на местную природу. Здесь её берегут, местные жители стараются содержать в чистоте не только свои дворы, но и леса, ведь, как известно природные духи могут обидеться, если относиться к природе невежественно.

Итак, я добрался до Верхнего Уймона, часть пути я проделал пешком, затем на машине, затем снова шёл пешком, общее расстояние составило около 25 км. В этом селе летом 1926 года Николай Рерих останавливался со своей экспедицией по Центральной Азии.

Вид на Верхний Уймон:

На вершине невысокой горы я сделал привал, практически целый день я провёл сидя там и вглядываясь в величественные горы, пасущиеся стада, луга и реки горного Алтая.

Не знаю почему так, но именно в этом месте я ощущал себя очень спокойно. Меня не покидало ощущение, что эти места, находящиеся в четырёх тысячах километров от дома родные. Мне здесь было хорошо. Возможно это связано с тем, что мозг получает эстетическое удовольствие от созерцания окружающего мира и пространства:

Можно, бесконечно наслаждаться видом тёмно-синей реки Коксы и бирюзовой Катуни, но день близится к закату и мне пора возвращаться в Усть-Коксу. Путь назад был совсем нелёгким, пришлось очень долго идти пешком, запасы еды и воды иссякли. Спасибо доброму парню на стареньком "Газоне", который меня подбросил до посёлка, как сейчас помню, у него в кабине играла песня группы Кино, запомнилось.

Прибыв в Усть-Коксу, я первым делом отправился к роднику за ключевой горной водой. По дороге назад встретились местные жители:

Каким же вкусным и долгожданным оказался ужин в кафе в тот вечер.

На следующий день я твёрдо решил всё-таки добраться до Башталинского озера. Было решено встать в 5 часов утра, выпить кофе, с собой взять бутылку воды и один кекс. Штатив и 200-ку решено было оставить в номере, так как весят они много, а пользы в данном случае будет не много.

Тщательно продумав маршрут и собравшись с вечера, я лёг спать на скрипучую кровать, за окном тишина, пахнет горящим торфом, которым топят дома в посёлке. На улице прохладно -4 градуса, следующий день обещает быть солнечным и тёплым.

Я вышел из гостиницы рано утром до рассвета, решил идти не по ущелью как в прошлый раз, а сразу взять курс по вершине одного из склонов, тем самым двигаясь вдоль ущелья по верху. Уже в 6 утра начался рассвет:

Я поднимался всё выше и выше и уже к полудню достиг высокого склона горы, за которой, как мне казалось, и скрывается Башталинское озеро. Снега в этот раз было уже значительно меньше, идти было легче к тому же солнце пригревало.

Повсюду мне встречались волчьи следы, их было так много, что мне стало не по себе, мне почему-то казалось, что сейчас из-за куста или коряги выскочит стая волков и набросится на меня. Хотя я прекрасно понимал, что волки днём спят и ни за что не выйдут, но ближайшие люди остались в пяти километрах внизу в посёлке, а тут я один на один с природой.

Абсолютное одиночество, здесь никого и ничего нет кроме снега, камней и кедров. Тишина стоит настолько глухая, что слышно биение собственного сердца. Ветер не дует, небо безоблачно, и ты находишься наедине с космосом.

Где-то там за горами озеро, но идти всё тяжелее и тяжелее, снег становится глубже, вот я уже проваливаюсь по щиколотку, вот уже по колено. Я падаю и начинаю ползти и вдруг осознаю, что я прошёл всего лишь 2/3 пути, а как раз оставшаяся треть самая тяжёлая. Вода в бутылке, набранная в роднике закончилась, сил бороться больше нет. Ко всему прочему добавился страх перед чем-то неизведанным, всё моё существо противится двигаться дальше. Повсюду волчьи следы, их становится всё больше, перед глазами встают картины волков, их образы. Я понимаю, что идти дальше не могу не из-за физической усталости, а просто тупо из-за страха перед неизведанной дикой природой.

Я сажусь на снег и смотрю вдаль. В синеве на расстоянии сотни километров виднеется знаменитая Белуха, наивысшая точка Сибири:

Здесь высоко в горах очень хорошо сидеть наедине с собой и думать. Сразу обнажается вся сущность. В данном случае я смирился с невозможностью продолжать путь. Время уже было 2 часа дня, обратный путь займет около пяти часов, значит до озера я уже физически не успеваю. Встаю и иду вниз к Башталинке, там можно пополнить запасы воды, перекусить и отправляться вниз дальше к посёлку. Во мне оставалось ещё чувство неудовлетворения от того, что я так и не смог добраться до озера, но здравый смысл подсказывал, что это не беда, ведь снег и, возможно, озеро было бы скрыто подо льдом, даже, если бы я дошёл до него, я бы его не смог увидеть. И ещё, осталось чувство незавершённости, как будто мне стоит ещё раз вернуться в Коксу и ещё раз попытаться сходить к озеру.

В гостиницу я вернулся поздно вечером, на улице начинало холодать, если днём температура поднималась до +19 градусов, то к вечеру она опустилась ниже -4. Немного передохнув у меня возникла сумасшедшая, идея отправиться снова в горы. На часах было 8 часов вечера, за окном уже темно. Я взял фонарик и пошёл снова на свои любимые холмы в надежде запечатлеть ночное небо. Небо было и впрямь выдающееся:

Тихая ночь окутывала всё вокруг, небо искрилось от звёзд. Небо было абсолютно прозрачным, такого неба как на Алтае я не видел больше нигде. Я лёг на землю и чуть было не заснул, меня пробудил морозный воздух, температура стремительно понижалась, и чтобы не замёрзнуть я поспешил скорее в тёплую гостиницу. На следующий день мне нужно было покидать этот замечательный край.

Отправление автобуса обратно в Горно-Алтайск было запланировано на 7 часов вечера, ранним утром я должен был быть уже в аэропорту. У меня был целый последний день, конечно больших походов я не планировал уже и решил прогуляться к горным лесным речкам. Неподалёку от Усть-Коксы есть небольшой заповедник с двумя горными реками Большая и Малая Громотухи. Вода в них чистая и свежая, они текут с вершины Теректинского хребта, устремляя свои воды в большую реку Коксу.

Лесные речки, из них можно пить воду:

В 7 часов вечера отправлялся автобус Усть-Кокса - Барнаул, попрощавшись с местной природой и набрав с собой горной воды, прикупив в местном магазине сувениров, я отправился домой.

Барнаульский автобус. На нём мы 10 часов ехали обратно. Меня высадили напротив аэропорта Горно-Алтайска в 5 утра.

В 8 прилетел московский Боинг и на этом моё путешествие по Алтаю закончилось. Таким образом всего за четыре дня я увидел кусочек алтайской природы и жизни в отдалённой сибирской глубинке.